Как правильно стареть? И кому это удается лучше всего?

"Мой знаменитый Петрушка — ему 104 года в марте будет, дай Бог, чтобы он дожил, — живет с абсолютно светлой головой. А есть люди, которые на 30 лет моложе, но уже по-другому себя чувствуют, скажем так. Я думаю, надо просто меньше заморачиваться".

Чему мы можем научиться у стариков? У еле ходящих, кряхтящих, и в основном с трудом соображающих существ? Если за ними понаблюдать и приглядеться — то можно научиться основному, самому главному (и что заботит каждого из нас) — у них можно научиться правильно стареть.

Как вообще стареть? Ведь крути-не крути, а придется. Ну хотя бы даже, может быть, не научиться, а приглядеться, как это бывает у людей. Мне кажется, этот опыт потом поможет. И, кстати, да — становиться стариком смертельно опасно. Минздрав последний раз предупредил.

Рассказывает православному порталу Матроны.ру Саша Галицкий — художник, скульптор. Некогда арт-директор в крупной компании, Саша оставил престижную работу и уже 15 лет ведет кружок резьбы по дереву в домах престарелых в Израиле. Большинству его учеников за 80, а некоторые перешагнули 100-летний рубеж.

Что такое возраст старости? Он у каждого свой: может наступить и в 65, а может и в 98 еще не прийти.

Сейчас, помимо работы в домах престарелых, я стал работать в дневных центрах для пенсионеров и очень рад этому изменению в своей жизни. Это малоимущие люди, их привозят туда на автобусе и потом развозят по домам. Это потрясающая история, конечно. В день привозят больше ста человек. Туда приходят кто постричься, кто помыться, даже есть такой Фима, мойщик спин. Приходит девушка-волонтер стричь пенсионеров, я прихожу с резьбой по дереву, актеры приходят. И вот ко мне на прошлой неделе привезли женщину на коляске, которая выглядела полной старухой. Оказалось, что ей всего 68 лет, она после инсульта.

Почему на кого-то «возраст старости» наваливается в 50, а кто-то в 90 еще молод душой? Последние — это, безусловно, люди увлеченные. Им тяжело постареть.

Пока у тебя есть дело, ты им увлечен, тебе это дело нравится, это держит очень хорошо. В домах, где я работаю, процент увлеченных людей тоже не такой большой. Многие сидят и просто друг на друга смотрят. Я недавно встретил в центре для пенсионеров русскоговорящего мужчину, пригласил его на свои занятия. А он мне ответил, что не может, потому что когда он напрягается, у него останавливается сердце. Русскоговорящие люди ко мне вообще реже приходят.

А 92-летний Ханан уже второй год трудится над серией портретов своих девяти внуков. Вот это да, это я понимаю — цель его настоящей, теперешней жизни. Он, понятно, спешит. Я ему помогаю, чтобы успел.

А если чувствуешь, что «возраст старости» наступил, что дальше? Что-то хорошее за этой чертой может быть? Я получил совершенно гениальный ответ от одной моей 92-летней ученицы резьбой по дереву. Она сказала, что тот, кто не гордится своими годами, тот их не достоин.

Старость может быть вполне счастливой, если человек правильно настроится и перестанет молодиться. Это трудно сделать, я это вижу по себе, потому что хочется, конечно, оставаться таким крутым, и чтобы ты был такой весь черненький, а ты уже весь беленький. Трудно, но необходимо. Это приходит в какое-то время, когда человек принимает свой возраст. Он принимает его и перестает воевать…

Как оставаться в старости адекватным человеком?

Есть теория позднего старения, очень популярная в последнее время. Брокколи есть, а жареное мясо не есть, или есть все только зеленое, или только желтое. Чтобы мозг работал. Вообще голова — это самый главный орган. Если у человека голова работает, то с таким человеком легче общаться, во-первых. Во-вторых, ему самому с собой легче. Если отвечать серьезно, это зависит от генетики. Потому что при употреблении таблеток — а некоторые мои старики по 700 таблеток в месяц выпивают — трудно оставаться адекватным. Одна таблетка действует на это, другая на то, и у каждой есть побочные эффекты, и эти побочные эффекты еще и пересекаются в каком-то месте.

Мой знаменитый Петрушка — ему 104 года в марте будет, дай Бог, чтобы он дожил, — живет с абсолютно светлой головой. А есть люди, которые на 30 лет моложе, но уже по-другому себя чувствуют, скажем так. Я думаю, надо просто меньше заморачиваться.

Я очень верю в то, что нельзя бояться, нельзя думать про плохое. Вообще, не я придумал, что человек большей частью страдает от фантазий о том, что с ним произойдет, чем от того, что с ним происходит в действительности. Поэтому — победить хотя бы собственную голову, и уже станет легче. А дальше посмотрим.

Самое главное и самое трудное, чему необходимо успеть научиться к старости, — это найти равновесие. Равновесие между уже прожитым и тем, что еще осталось прожить. Постараться уложить внутри все пережитые события — страшные и прекрасные. Жизнь — она ведь штука длинная.

В вашей книге есть 12 правил, как испортить жизнь своим детям А давайте поговорим о том, как сохранить добрые отношения с детьми.

Постараться не быть вампиром и не «подсасываться» от детей. Дети, в основном, не могут сказать «нет». А пожилым скучно. Одна радость — морочить голову детям. Весело, нескучно и безопасно. Как бы этого избежать в средней старости… В глубокой дети уже отождествляются со своими умершими родителями, и все налаживается опять.

— Как встретили Новый год? — спрашиваю я Майю 88 лет от роду.

— Пусто было — всех наших девочек родители к себе забрали на праздник.

— Кто-кто забрал? Родители? Куда?!

— Ну в смысле дети. Да какая разница!

Надо найти себе веселое дело. Вот я же пишу в книге — за старушкой ухаживать. То есть за собой.

— Чем ты занимаешься на пенсии? — спросила одна бабушка.

— Работаю, ухаживаю за старушкой. В театр ее вожу, на прогулку. Книжки читаю, — ответила другая.

— За какой старушкой?! — удивилась первая.

— За собой, — пояснила другая.

Саша, вы точно знаете секрет вечной молодости Поделитесь с нами, пожалуйста

Да нет никакого секрета. Это как езда на велосипеде, как только ты остановился — ты упал. Нельзя останавливаться. Надо просто двигаться, и чтобы было интересно по дороге, по сторонам глядеть направо, налево. И не чувствовать себя стариком. Потому что если ты почувствуешь себя стариком, то ты им станешь. А я чувствую себя молодым художником и планирую им оставаться, пока подагра меня не схватит. Не знаю, что такое подагра и за что она должна меня схватить. Но вот когда схватит, тогда посмотрим.